«Юные исследователи»

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одно замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».

 Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

 Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Педагоги

Воспитатель 1 категории - Глущенко Яна Владимировна, воспитатель - Лобынцева Вера Вячеславовна

Учебный план

Работа проводится с небольшими подгруппами по 10 – 12 человек. Это дает возможность педагогу:

· работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);

· использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

· не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …)

Занятия проводятся во второй половине дня.

 Месяц
Тема
Формы деятельности
Сентябрь
«Песочная страна»

· продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;

· дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»
Октябрь
«Воздух»

· продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

· обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»
Ноябрь
«Свойства материалов (дерево)»

· Познакомить детей с изделиями из дерева;

· Изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/И «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.
Декабрь
Вода

· дать детям представление о плавучести предметов;

· дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая)

Январь
«Может ли вода быть твёрдой?»

· выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

· определить, что лед тает от тепла;

· принимает форму емкости, в которой находится.
Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

Февраль
«Фокусы с магнитом»

· познакомить детей с магнитом;

· выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

Март
Камни

· изучаем свойства камней;

Совместное экспериментирование «Лёгкий – тяжёлый»

«Гладкий – шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.
Апрель
«Волшебное стекло»

· познакомить детей с понятием «отражение»

· познакомить со свойствами зеркала.

«Свет – тень»

· познакомить с источниками света – природными и искусственными.

· познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

· установить сходство тени и предмета;

· познакомить с тенью в разное время суток.
Рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

 П/игра «День – ночь»
Май
«Приборы – помощники»

· познакомить детей с увеличительными стёклами

Растения
Проблемная ситуация «Как его увидеть?»

«Большие насекомые»

 

Цели программы

Это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 Настоящая программа способствует решению следующих задач:

• Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

• Развитие у детей умственных способностей: – развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; – формирование способов познания путём сенсорного анализа.

• Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

• Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.

Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

· вместе

· на равных

· как партнеров

создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Результат программы

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Материально-техническая база

Оборудование для исследовательской деятельности

1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7. Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.

10. Фартуки, щётки, совки.

11. Цветные прозрачные стёклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.