«Инфо-Умка»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности.

Знакомство с информатикой, основами математики и геометрии формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

Интеллектуальное развитие ребенка – это важнейшая составная часть его психического развития. Дошкольник, освоив Программу «Инфо-Умка», готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу. Подготовительное дошкольное изучение информатики и математики формирует умения строить информационные логические модели, а также развивает фантазию и творческое воображение, креативное мышление. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, к дальнейшему обучению в объединениях технического направления дополнительного образования.

Тематическое планирование занятий составлено по направлениям:

- основы информатики;

- элементарные математические представления.

Педагоги

Лысенко Светлана Вячеславовна.

Содержание программы

Информатика.

 

1. Свойства: цвет, форма, размер.

2. Сравнение предметов по свойству.

3. Признаки предметов.

4. Подготовка к знакомству с отрицанием. Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь».

5. Отрицание по аналогии.

6. Поиск закономерностей.

7. Подмножества с общим свойством.

8. Часть и целое.

9. Описание последовательности действий.

10. Функции (назначение) предметов.

11. Логическая операция «и».

12. Обобщение по признаку.

13. Выделение главных свойств предметов.

14. Разбиение множества на подмножества.

15. Вложенность множества предметов с общими свойствами.

16. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.

17. Подготовка к введению понятия «алгоритм».

18. Закономерность в расположении фигур и предметов.

19. Упорядочение серии предметов по разным признакам.

20. Последовательность событий.

21. Расстановки и перестановки.

22. Сравнение объектов. Отличия.

23. Объединение множеств, задаваемых свойством.

24. Вложенность множеств.

25. Элементы кодирования.

26. Простейшие алгоритмы расстановки.

 

Математика.

 

1. Числа и цифры от 0 до 10. Образование чисел 1 – 10, написание, состав, количественный и порядковый счет, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.

2. Сравнение чисел. Знаки «=», «>», «<» (больше, меньше, равно).

3. Смысл действий сложения, вычитания, взаимосвязь целого и частей, знак + (плюс), знак – (минус).

4. Временные отношения «раньше – позже».

5. Ориентация в пространстве: справа, слева, вверху, внизу, за, перед, под.

6. Понятия: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий.

7. Понятие «задача».

8. Плоские геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, трапеция.

9. Числа от 10 до 20. Порядковый и обратный счёт, состав чисел из двух меньших, решение задач на сложение и вычитание до 20.

10. Отношения: тяжелее, легче. Измерение и сравнение масс предметов.

11. Представление о площади. Сравнение фигур по площади.

12. Объёмные геометрические фигуры. «Шар. Куб. Параллелепипед», «Пирамида. Конус. Цилиндр».

13. Времена года. Последовательность месяцев. Дни недели.

14. Знакомство с числовым циферблатом. Определение времени по часам.

Цели программы

Создание условий для формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством дошкольного изучения информатики и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Результат программы

В результате изучения программы «Инф-Умка» дети будут:

знать:

- названия и функции основных частей компьютера;

- технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

- понятие истинного и ложного высказывания;

- понятие симметрии;

- состав чисел первого и второго десятка (из отдельных единиц);

- состав чисел из двух меньших.

уметь:

- определять истинные и ложные высказывания;

- сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;

- находить закономерности в изображении предметов;

- соотносить элементы двух множеств по признаку;

- составлять целое из частей;

- составлять симметричный узор;

- расставлять предметы в определенной последовательности;

- объединять множества;

- называть числа в прямом и обратном порядке;

- соотносить цифру и число предметов;

- правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 20;

- устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

- уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать);

- сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);

- выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);

- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

- измерять длину предметов с помощью условной единицы;

- различать и называть части суток, их последовательность;

- понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра;

- знать дни недели, их последовательность;

- уметь называть месяцы года;

- узнавать время по часам.

Особые условия проведения

Занятия должны проходить в светлом, сухом, достаточно просторном помещении.

Материально-техническая база

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы, обучающие и развивающие интерактивные программы.

Технические средства обучения: экспозиционный экран, персональный компьютер, проектор, магнитная доска, наглядные пособия, настольные дидактические наборы, магнитный конструктор.